Жостовский промысел известен на весь мир по, казалось бы, обычному в быту предмету – металлическому подносу. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства – расписные жостовские подносы.
Творения жостовских умельцев хранятся в коллекциях Лоры Буш, Жака Ширака, английской королевы Елизаветы, испанского короля Хуана Карлоса, в коллекциях первых лиц нашего государства.
Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII века на Урале, в Нижнем Тагиле.
И только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской области. В настоящее время основными поставщиками расписных металлических подносов являются деревня Жостово Московской области и Нижний Тагил на Урале.
История Жостова и жостовского промысла восходит к началу XIX века. Тогда в ряде подмосковных сел и деревень (Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое) возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Родоначальниками жостовского расписного подноса по праву считаются братья Вешняковы. В «Заведении братьев Вешняковых» изготавливались изделия не только из папье-маше (шкатулки, портсигары, чайницы, альбомы), но и лакированные металлические подносы, сухарницы, поддоны. В двадцатые годы в деревне Жостово были организованы: «Жостковская трудовая артель», «Спецкустарь», «Лакировщик». Все они в 1928 году были объединены в специализированную артель «Спецподнос». В настоящее время жостовский промысел получил название «Жостовская фабрика декоративной росписи».
Жостовская роспись является народным художественным промыслом. Это живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта и масляного лака.
Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь. Листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета, причем каждый слой лака просушивают в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов, полагаясь на собственный вкус и фантазию.
Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебристому).
Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – состоит из крупных садовых цветов или плодов, по краям росписи располагаются более мелкие полевые цветы, веточки и листики. Накладываются тени, прописываются светлые места, тонкими линиями обозначаются прожилки листиков, тычинки. Весь узор связывается с помощью травы и стебельков. Борта подносов расписывают легким «золотым» орнаментом. После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.
Немного найдется жостовских букетов, в которых не было бы розы.
О ней поют поэты всех веков.Нет в мире ничего нежней и краше,Чем этот сверток алых лепестков,Раскрывшийся благоуханной чашей. Как он прекрасен, холоден и чист, Глубокий кубок, полный аромата. Как дружен с ним простой и скромный лист, Темно-зеленый, по краям зубчатый, - писал о розе С.Я.МаршакКроме цветов, на подносах могут изображаться сюжеты из русской народной жизни: чаепитие с самоваром, плетение лаптей, катания на летних и зимних тройках. Хороши также пейзажные мотивы. Особый интерес представляют тематические композиции: празднование годовщины Великой Октябрьской революции 1917 г., московский фестиваль молодежи и студентов 1957 г.,100-летие со дня рождения В.И.Ленина; иллюстрации к сказкам, изображение царевны–лебедь, копии известных полотен («Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Репина).
В искусстве росписи металлических подносов огромную роль сыграли знаменитые жостовские художники и их династии. Это Павел Иванович Плахов, Борис Васильевич Графов, Андрей Павлович Гогин, Василий Ильич Дюжаев, Матвей Родионович Митрофанов, братья Клёдовы – Дмитрий и Василий. И династии жостовских мастеров: Леонтьевы, Митрофановы, Беляевы-Гончаровы, Гогины, Клёдовы (семейная династия художников Клёдовых), Пичугины, Савельевы. Лучшие мастера не только сохранили традиционные основы подносной живописи, но и оставили заметный след в искусстве и передали своё уникальное мастерство новым поколениям жостовских художников.
Сегодня на Жостовской фабрике декоративной росписи среди трехсот работающих более ста девяноста живописцев. Несмотря на название «фабрика», промысел в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства – его рукотворность.
В Жостове находится единственный в мире музей подносов. На стенах музея – уникальные подносы, формы которых выкованы вручную ковалем. В музее представлены работы художников разных школ и династий, среди них большинство – заслуженные художники России, есть лауреаты Государственной премии имени Репина – одной из самых престижных в области изобразительного искусства.
Промысел Жостово представлен в Эрмитаже, в Русском музее. Жостовские подносы выставлялись на международной выставке Ambiente в Германии (Франкфурт-на-Майне), а четверо жостовских художников представляли свое искусство в Италии в рамках Недели российского искусства. Дивный красоты поднос художницы Т.Шолоховой был подарен Папе Римскому – Иоанну Павлу II. На Всемирной выставке в Брюсселе так бойко торговали подносами, что пришлось дважды досылать дополнительные партии.
Жостово из центра кустарного ремесла стало уникальным очагом русского народного искусства, а жостовский поднос из предмета обихода – объектом любования и восхищения.
~~~~~~~
Статья подготовлена Ларисой Петровной Н. - читательницей библиотеки
Фотогалерея жостовских подносов – собственность Удельнинской библиотеки, сотрудники которой посетили фабрику в 2014 году.